Антонова Ольга Анатольевна

 

 

 

Антонова Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории
МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 


Открытый урок русского языка в 11 классе (профильный уровень)

Дата проведения: 31 января 2012 года


.
Тема урока:
" Готовимся к ЕГЭ. Анализ текста!"



Оргмомент (записаны в рабочие тетради число и тема урока).

  • Какие цели (задачи) сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

— понять авторский текст,
— сформулировать проблему,
— прокомментировать её,
— сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
— сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
— написать сочинение-рассуждение.

(названные цели-результаты заготовлены заранее на цветной бумаге, по мере ответов учащихся крепятся на магнитах на доске).

  • Следующее задание подтолкнёт вас к восприятию текста, с которым будем сегодня работать. Я называю слово (понятие, явление), а вы быстро (устно, по цепочке) называете свои ассоциации (не синонимы!), связанные с этим словом. Итак, это слово – ХУЛИГАНСТВО.
  • А теперь внимательно слушаем текст (заранее отпечатан, лежит по 1 экземпляру на партах).
  • По содержанию текста есть вопросы? Всем понятен текст? Кому известна фамилия автора (С.Довлатов)?
  • Работаем в парах. Предлагаю выполнить тестовые задания (на отдельно отпечатанных листах), предварительно указав свои фамилии.

Время выполнения работы – 7-10 минут!

ТЕСТ (см. в ПРИЛОЖЕНИИ)

  • Сложным показался тест?
    Проверьте себя (самопроверка и самооценка по ключу №1 на экране).

КЛЮЧ № 1: ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ (на доске):
1 – Б «5» - 8
2 – В «4» - 6-7
3 – В «3» - 5
4 – А «2» - 4-0
5 – Б
6 – А
7 – Д
8 – В

  • Как вы думаете, с чем будет связана формулировка основной проблемы текста – с ситуацией, которую создали хулиганы, или с поведением пассажиров вагона (публики)?
  • Работа в группах (задания раздать в печатном виде путём жеребьёвки). Время выполнения работы – 5-7 минут.

А) Задание для группы №1
Охарактеризовать и прокомментировать поведение пассажиров (в том числе американца), подтверждая свои суждения цитатами.

Б) Задание для группы №2
Охарактеризовать и прокомментировать поведение автора-рассказчика, подтверждая свои суждения цитатами.

  • Объясните, в чём смысл композиционного приёма «зеркальности» помыслов рассказчика и действий американца (16- 21 и 40-48)?
  • Обратите внимание на последние предложения текста… На самое последнее… Что даёт автору право на подобное ироничное утверждение?

В) Задание для группы №3
Прочитайте данные словосочетания. Поведение каких «персонажей» они иллюстрируют? Напротив каждого словосочетания укажите номер «персонажа».
автор-рассказчик - № 1
пассажиры вагона - № 2
американец средних лет - № 3
молодые хулиганы № 4

Разгул хамства, внутреннее противоречие, достоинство каждой личности, показное безразличие, предел безнаказанности, мерзкая развязность, нежелание мириться с хулиганскими выходками, противостояние откровенной невоспитанности, тактика борьбы с хулиганством, демонстрация силы, психологическая тактика, внутренняя борьба, набраться мужества, изображать искусственную занятость, нетерпимое отношение к дерзкому и циничному поведению, развитое чувство собственного достоинства, всякий нормальный человек, зарекомендовать себя в качестве труса, защитить достоинство слабого человека, наплевательское отношение к окружающим, досада за малодушие.

РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ:
Найдите грамматические ошибки в предложениях с деепричастными оборотами. «Перестройте» предложения, запишите правильные варианты.

  • Одобряя поступок американца, досада переполняет мою душу: почему же мы так трусливо ведём себя в подобных ситуациях?
  • Безразлично реагируя на происходящее, у нас могут быть неприятности: хулиганы никого не щадят!
  • Гуляя вечером с собакой, моё внимание привлекла группа развязных молодых людей.
  • Находясь в подобных ситуациях, меня терзает стыд за собственную трусость.
  • Следующее задание, без которого не обходится ни один наш урок – отработка орфографических и пунктуационных навыков, совершенствование практической грамотности.

Самостоятельная работа по вариантам:

I вариант – определить вид предложения и начертить его схему (см. тестовое задание № 8)

Психолог Н.Петровский утверждает, что «поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства собственного достоинства: если человек мирится с хамством или старательно его не замечает, то есть основания предполагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе».

II вариант – исправьте орфографические ошибки в отрывке из сочинения ученика (на отдельно отпечатанных листах); не забудьте указать свою фамилию.

Наше безрОзличие в подобных сЕтуациях – благодатная почва, из которой прорОстают откровенное нахальство, безнаказОнность, вседозволенность. Мы часто возмущаемся хулиганскими выходками молодых людей лишь тогда, когда сами оказываемся обижеНыми, оскАрблёнными, а в остальных случаях надеемся на русский «авось»: авось обойдут, не тронут! А ведь это обыкновенная трусость, прЕкрытая ханжеской маской либо особой заинтересоваНостью содержанием книги.

Кто первым справится с заданием 1 варианта, чертит схему предложения на доске.
Кто первым справится с заданием 2 варианта, называет слова, в которых были ошибки (одновременно открываем КЛЮЧ №2 на слайде)

КЛЮЧ № 2:

безрАзличие
сИтуациях
прорАстают
безнаказАнность
обижеННыми
оскОрблёнными
прИкрытая
заинтересоваННостью

  • Наконец-то мы подошли к самому ответственному этапу сегодняшнего урока – созданию сочинения-рассуждения по данному тексту в формате ЕГЭ.

Но организуем нашу работу не совсем обычным образом.
Проведём лингвистический эксперимент (результаты могут быть самыми неожиданными)!
Мы разобьёмся на 5 микрогрупп, и каждая микрогруппа будет работать над фрагментом сочинения, над одной микротемой:

1) формулировка проблемы текста,
2) комментирование проблемы,
3) выявление и формулировка позиции автора текста по данной проблеме,
4) формулировка собственной позиции (постарайтесь выработать коллективное
мнение) и её аргументация,
5) заключение.

Если каждая микрогруппа отработает качественно, в итоге у нас появится хорошее, образцовое сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ. Если не получится или получится не то, - будем анализировать свои ошибки и их исправлять.

Прежде чем вы приступите к коллективной работе, давайте ещё раз назовём и охарактеризуем композиционные элементы сочинения-рассуждения (внимание на доску – цели-результаты!)

Приступаем к работе! (каждая микрогруппа получает лист бумаги с названием микротемы, на котором выполняется работа).

  • Выступления учащихся, анализ выполненной работы.
  • Подведём итоги урока:

– Насколько вы удовлетворены собственной (индивидуальной) работой на уроке?
– Насколько вы удовлетворены коллективной (групповой) работой?
– Что вам дал сегодняшний урок?
– Что пожелаете своим одноклассникам? А присутствующим учителям?

Всем спасибо за работу!

ПРИЛОЖЕНИЯ

ТЕСТ

Задание 1
К какому стилю речи принадлежит данный текст?
А) художественный
Б) разговорный
В) научный
Г) публицистический
Д) официально-деловой

Задание 2
Какой тип речи представлен в данном тексте?
А) рассуждение
Б) описание
В) повествование

Задание 3
Какое суждение не соответствует содержанию текста?
А) В основе текста – реальный жизненный эпизод, произошедший с автором и его семьёй в нью-йоркском метро.
Б) Поведение русских хулиганов предсказуемо, а мало ли что могли вытворить американские разнузданные молодые люди!
В) Есть пословица, которая гласит, что сила силу ломит. Американец был молодым и физически сильным, поэтому хулиганы и притихли.
Г) Человек пять хулиганов ворвались в вагон на остановке.

Задание 4
В каком значении употреблено в тексте слово ПУБЛИКА (предложение 11)?
 А) пассажиры вагона,
 Б) пьяная молодёжь,
 В) зрители в театре

Задание 5
Объясните постановку двоеточия в предложении 31.
А) это конструкция с прямой речью,
Б) это простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом,
В) это бессоюзное сложное предложение

Задание 6
Объясните постановку тире в предложении 29.
 А) тире указывает на пропуск сказуемого,
Б) тире ставится между частями бессоюзного сложного  предложения,
В) тире ставится между подлежащим и сказуемым,
Г) это простое предложение, осложнённое однородными членами с обобщающим словом

Задание 7
Какое средство выразительности не используется в тексте?
А) парцелляция
Б) эпитет
В) просторечная лексика
Г) ирония
Д) метафора

Задание 8
Психолог Н.Петровский утверждает, что «поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства …………………………….. : если человек мирится с хамством или старательно его не замечает, то есть основания предполагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе».
О каком чувстве идёт речь?
А) патриотизма,
Б) гуманности,
В) собственного достоинства,
Г) раздражения.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Проведение этого урока как открытого обусловлено несколькими мотивами:

  • чувством солидарности с коллегами (в рамках Недели гуманитарного цикла; я не могла не поддержать коллег);
  • внутренней потребностью продемонстрировать перед коллегами итоги обученности учащихся перед выходом на ГИА – в части по подготовке к сочинению (это 11 класс, профильная группа – требования к выпускникам выше, нежели в базовой группе);
  • возможность поделиться формами и приёмами (универсальными) из опыта работы, которые я применяю систематически, которые, безусловно, повышают эффективность учебных занятий за счёт включённости всех учащихся в работу на уроке.

По типу это урок повторительно-обобщающий.

Основная учебно-методическая цель – совершенствование умений и навыков учащихся (как предметных, так и межпредметных), необходимых для написания сочинения в формате ЕГЭ (часть С).

Все формы и приёмы работы были подчинены именно этой цели (устная и письменная, фронтальная и ндивидуальная/самостоятельная, парная и групповая).

Содержаниепредложенных учащимся заданий было направлено на:

  • применение полученных речеведческих знаний и умений на неизвестном языковом материале (незнакомом тексте),
  • предупреждение возможных речевых ошибок (резервное задание).

При подготовке урока наибольшее опасение у меня вызывало решение учащимися основной учебной задачи – написания сочинения. Эта задача поставила учащихся в новую, нестандартную для них ситуацию – они работали над фрагментами сочинения (по своей микротеме) независимо друг от друга. И для успешности решения этой задачи от ВСЕХ учащихся потребовалось максимум усилий и максимальной мобилизации их знаний и умений: создать удачно свой фрагмент сочинения невозможно было без прогнозирования содержания фрагментов учащихся других групп (в конечном продукте – сочинении – учащиеся должны были продемонстрировать смысловую и грамматическую цельность и взаимосвязь всех его частей).
 
Вы обратили внимание на то, что процесс работы учащихся на уроке был осознанным и понятным (ясным) для них самих, он не был беспорядочным и хаотичным, несмотря на достаточно большое количество выполненных заданий. Это, в свою очередь, было достигнуто за счёт этапа целеполагания (в начале урока), обратной связи с учащимися, которая неоднократно осуществлялась на уроке, финального этапа урока – подведения итогов.
 
Если говорить об использованных методах и технологиях, то однозначно можно отметить применение деятельностного подхода (который является ведущим в образовательных стандартах нового поколения), в его рамках – коллективного способа обучения.
 
В целом, я, как учитель, уроком довольна.

Антонова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы
 МКОУ «Байкитская средняя общеобразовательная школа»

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей. Эвенкия. 2012



   © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru