Янковская Дарья Викторовна
Янковская Дарья Викторовна, вторая квалификационная категория по должности «педагог дополнительного образования», руководитель детского объединения «Восточный танец ориенталь»
МОУ ДОД «Байкитский центр детского творчества».

Мастер-класс «Комплексное использование видов фитнеса на занятиях восточного танца ориенталь»

Цель мастер-класса: показать возможности использования видов фитнеса на занятиях восточного танца ориенталь (степ-аэробика, восточная гимнастика хатха-йога).

Пояснительная записка.

Мастер-класс «Комплексное использование видов фитнеса на занятиях восточного танца ориенталь» продемонстрировал возможность использования видов фитнеса на занятиях по восточному танцу ориенталь, что позволяет разнообразить занятие, реализовывать гармоничный подход в выполнениидвижений танца.

Использование на занятиях по хореографии современных видов фитнеса содействует укрепления здоровья детей, их правильному физическому развитию и повышения работоспособности.

Обучение детей основам танца и импровизации, освоение танцевальных движений и схем, индивидуальных и массовых танцевальных композиций с использованием физических упражнени различных видов фитнеса, развивает у детей основные физические качества: силу, выносливость, гибкость, координацию движений, волевые и нравственные качества.

Сама организация образовательного процесса в системе дополнительного образования детей позволяет привлекать педагогов к изучению и освоению новых подходов и видов фитнеса, приводит детей к изучению и овладению новыми формами хореографии. Такой подход формирования  целостной и гармоничной личности через танец развивает способности детей воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве.


Основные принципы подхода на таких занятиях:
  • Принцип «не навреди».
  • Принцип доступности.
  • Принцип индивидуализации.
  • Принцип возрастных особенностей и изменений.
  • Принцип половых различий.
  • Принцип взаимосвязи и взаимодействия психических и физических сил человека.
  • Принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека.
  • Принцип красоты и эстетической целесообразности.

Форма мастер-класса: открытое занятие детского танцевального объединения.

Применяемые методики, технологии, приемы:

  • методика комплексного использования видов фитнеса  на занятиях восточного танца;
  • методы разучивания соединений и комбинаций (линейный и метод слежения);
  • элементы восточной гимнастики хатха-йога;
  • элементы фитнес–программы «степ-аэробика »;
  • КСО.

Сценарий мастер-класса

Цель занятия:
Разучить танец «Сказки песка» на основе базовых элементов и движений восточного классического танца.

Задачизанятия:

Обучающие:

  • закрепление основных движенийвосточного классического танца, изучение новых танцевальных движений и их терминология;
  • расширить знания о культуре и традициях Ближнего Востока, связанные с восточным танцем ориенталь;
  • разучивание танца «Сказки песка» на основе базовых элементов и движений восточного классического танца;
  • формирование элементарных навыков актерского мастерства при исполнении восточного танца.

Развивающие:

  • развитие музыкального слуха и ритма, пластики и грации в движениях, эстетического вкуса и творческой активности учащихся;
  • развитие координации движений и двигательных навыков при исполнении танца.

Воспитательные:

  • воспитание морально-волевых качеств (терпение, настойчивость, уверенность в своих силах);
  • уважительное отношение к традициям народной культуры Ближнего Востока.

Структура занятия

1. Вводная организационная часть – приветствие воспитанниц, сообщение объёма работы на занятие, темы, цели.;

2. Основная часть:
– разминка;
– основная часть – теория + практика;
– заминка – импровизация.

3. Заключительная часть восточная гимнастика хатха-йога:
– подготовка (настрой на практику, разминка);
– основная часть (выполнение комплекса упражнений: асаны - стоя, наклоны, скручивания, растяжки, прогибы и перевернутые позы);
– заключительная часть – релаксация.

Теория и практика изучения, освоение базовых элементов и движений восточного танца, и разучивание на их основе танцевальных движений нового танца «Сказки песка».

Восточная гимнастика хатха-йога, как средство для более полного раскрытия и развития у занимающихся основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации движений; развития волевых и нравственных качеств.

Степ-аэробика, используется как один из вариантов разминки перед гимнастикой.

Занятие заканчивается рефлексией учащихся:

  • Обзор данного материала.
  • Что выполнили, что получилось, что не получилось.
  • Что необходимо сделать для решения, возникшей проблемной ситуации.

Важное правило на каждом занятии: после занятия занимающиеся благодарят друг друга аплодисментами, проявляя, таким образом, положительную оценку и уважение к сверстникам и педагогу (заключительная часть может так же включать домашнее задание в творческой форме).

Оборудование и материалы: Компакт диски: музыка восточного стиля, барабанное соло, мелодия из фильма «Сказки песка» «Дева-персик», мелодии для восточной гимнастики хатха-йога, мелодия для релаксации, музыкальный формат (на 32 счета) для степ-аэробики.
Музыкальный центр, гимнастические коврики, степ-платформы.

Форма учащихся для занятий: топ с открытой частью области живота, спортивные брюки, восточный платок с монетками или бисерными нитями.

Ход занятия

 


п.п.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.

Организационная часть

Подготовка к занятию, организация рабочего места.
Сообщение темы, объема работы на занятие, цель.

 

Приветствие, организация рабочего места, настрой на творческую работу.
Подготовка к занятию. 

2.

Основная часть

Педагог делает показ движений разминки под восточную мелодию.Разминка сопровождается музыкой в восточном стиле. Каждое движение повторяется примерно 2-3 раза по 4 подхода:

1. Ноги на ширине плеч. Разминаем плечи круговыми движения назад и вперед, по очереди толкаем каждое плечо вперед, далее ускоряем – образуется тряска плечами.

2. «Змеевидные руки» т.е. волнообразные руки, далее добавляем «кач» корпусом вправо и влево с волнообразными руками.

3. Грудная клетка – поднимаем грудную клетку вверх и опускаем вниз. Затем выводим грудную клетку в правую диагональ и левую. Далее грудной клеткой «рисуем» горизонтальный круг вправо и влево.

4. Мягкая вертикальная волна от груди (переходим на нижнюю часть тела).

5. Оттяжка бедра вправо и влево, ноги на ширине плеч. Руки в восточном движении «Зеркальце».

6. Горизонтальная восьмерка бедрами вперед и назад.

7. Волнообразные руки выводим вперед с наклоном корпуса вниз, далее наверх, и снова вниз.

Заканчиваем разминку упражнениями:

  • ноги вместе, делаем вдох через нос, руки поднимаем вверх, выдыхая через рот, руки опускаем вниз.
  • Отработка одного из движений классического восточного танца: Выполнение совместно с воспитанницами египетской коленной тряски – для расслабления всего организма.

 

Участники  выполняют упражнения под руководством педагога.

 


Фото 1. Разминка в восточном стиле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитанницы приступают  к практическому освоению и закреплению движения.

Теория и практика
Педагог рассказывает и поясняет занимающимся о культуре и традициях Ближнего Востока, связанных с восточным танцем ориенталь.

Педагог обращает внимание воспитанниц на правильную осанку танцовщицы.

Для восточного танца осанку формируем следующим образом:
плечи выводим назад и опускаем их вниз, грудную клетку выводим вперед и приподнимаем вверх, вырисовывается красивая талия и появляется грация. Живот втянут и таким образом подбираем поясницу, т.к. прогиб в области поясницы никак не допускается в восточном танце.

Голова приподнята вверх. Танцуя, танцовщица всегда должна помнить о правильной осанке, колени мягкие. Руки всегда занимают соответствующую позицию для сопровождения восточного движения.

Большинство движений в танце ориенталь, символизируют восточный уклад девушки, или напоминают о восточном образе жизни. Например, движение: одна рука находится на груди, другая рука выполняет любое движение – это рассказ о том, что девушка танцует от души, или чувственно переживает в танце (все зависит от текста песни или мелодии танца).

Таким образом, большинство движений ориенталя «пишут» рассказ танца и можно прочитать, о чем танцует девушка. Важное правило при постановке и исполнении восточного танца – знать перевод текста восточной песни, соотносить движения стилю музыки и характеру танца.

Базовые элементы и движения ориенталя,  для разучивания восточного танца на данном занятии:

  • Египетский ключ.
  • Вертикальная волна телом от груди, иначе на востоке называется «Верблюд».
  • Горизонтальная восьмерка бедрами.
  • «Маятник» - вертикальная восьмерка бедрами сверху вниз.
  • Египетская коленная тряска, иначе на востоке называется шимми.
  • «Скрутка» бедра.
  • «Змеевидные руки» - волнообразные руки повторяют образ змеи, подчеркивая, таким образом, пластику рук девушки в танце.
  • «Восточный шатер» – выполняя тряску на полу пальцах, поднимаем руки через стороны, поочередно, над головой и опускаем их вниз через поворот вокруг себя с  крестообразными руками – символизирует восточный шатер, девушка прячется в нем и раскрывается.
  • Поворот на полупальцах вокруг себя.

Танец. Расклад танца на музыкальный счет.
(Музыкальная композиция из фильма «Сказки песка»):

1). 1 – 7 = египетский ключ с правого бедра.
8 – присед.
1 – 7 = египетский ключ с правого бедра.
8 – присед.

2) 1 – 4 = вертикальная волна телом от груди, с поворотом вправо.
1 – 4 = вертикальная волна телом от груди, с поворотом влево.

3) 1 – 3 = руки в 4-й позиции, поворот на полупальцах вокруг себя в правую сторону.
4 = левая рука прямо выходит в правую диагональ, правая рука выходит наверх.
1 – 3 = руки в 4-й позиции, поворот на полупальцах вокруг себя в левую сторону.
4  = правая рука прямо выходит в левую диагональ, левая рука выходит наверх.
1 – 8 = (повторить еще раз поворот вправо и влево).

1 – 4 =  горизонтальная восьмерка бедрами, с приседанием вниз, руки волнообразные свободные.

5) 1 – 4 = «Маятник» сверху вниз (вертикальная восьмерка сверху вниз) с приседанием.
1 – 4 = «Маятник» сверху вниз (вертикальная восьмерка сверху вниз) с подъемом вверх.

6) 2 = руки в позиции «Зеркальце», шаг правой ногой вперед со скручиванием правой стороны бедра «Скрутка».
1 – 2 = руки в позиции «Зеркальце», шаг левой ногой вперед со скручиванием левой  стороны бедра «Скрутка».
1 – 4 = повторить еще раза с правой стороны и с левой.

7) 1 – 4 движение волосами «Ветер» (перекидываем волосы за спиной, из стороны в сторону, на 4 счета, по очереди в левую сторону и в правую). Левая рука прикрывает живот в области пояса, правой рукой свободно «рисуем» в такт движениям волосами, восьмерку перед собой.
5 - 7 = одна вертикальная волна от груди.
8 – руки выводим в первую позицию восточного танца и небольшой акцент на пятках (приподняться на полу пальцы и акцент выполнить на опускание пяток).
8) 1 – 16 = египетская коленная тряска, руки свободные волнообразные, фиксирование взгляда на тряске бедер, выполнение элемента взгляда «Вуаль». А так же «пересыпание» волос руками. (Элементы на выбор занимающихся).

9) 1 – 24 = движение «Восточный шатер»:
1 – 4 = тряска на полупальцах, с небольшим поворотом вправо с подниманием правой руки наверх, зафиксировать.
1 – 4 = продолжая тряску на полупальцах – поднимаем левую руку вверх к правой с поворотом влево.
1 – 7 = поворот в правую сторону во круг себя с опусканием вниз крестообразных рук.
8 = небольшой акцент на пятках (опускаясь с тряски на полупальцах, акцент выполнить на опускание пяток).
1 – 24 =  повторить «Восточный шатер» еще раз с левой стороны.

Соединяем разученные блоки с движениями в единый танец и исполняем под восточную музыку.

 

Заминка (импровизация)
Выполняется заминка – педагог предоставляет занимающимся небольшое время для самостоятельной импровизации в танце под любую восточную музыку. А так же педагог оговаривает, что на следующих занятиях будет выполняться работа над закреплением разученного танца, уделить внимание работе над выразительностью отдельных элементов, при исполнении танца (красивые кисти, красивый наклон головы, естественность выполнения движений волосами и т.д.).

Перерыв на отдых и смену формы для восточной гимнастики хатха-йога. (10 мин.)

 

 

 

 

Участницы выполняют движения по линейной методике:

  • прослушивают правильно название движения, его технологию исполнения, и выполняют в медленном темпе;
  • осваивают сочетания движения рук и ног под музыку;
  • выполняют элемент в нужном темпе.

 

 

 

 

 

 

 

 


Фото 2. Змеевидные руки.


Фото 3. Повороты.


Фото 4. Египетский ключ.


Фото 5. Верблюд – вертикальная волна телом от груди.


Фото 6. Египетская тряска.


Фото 7. Восточный шатер.

 

Участницы совместно с педагогом соединяют разученные блоки с движениями в единый танец и исполняют его.

Под восточную музыку девушки исполняют, импровизируют в исполнении восточного танца ориенталь.


Фото 8. Заминка. Импровизация.


Фото 9. Импровизация.

Участники уходят на перерыв и переодевают форму на восточную гимнастику хатха-йога.

Восточная гимнастика хатха-йога

Подготовка (настрой на практику):

Педагог предлагает девушкам настроить свои мысли на работу полезную и нужную для здоровья. Сосредоточиться на выполнении  каждого движения упражнений. Выполнить асаны качественно, используя свои возможности умеренно, не напрягаясь. Представить себе образ сильного, волевого человека, которого хотели бы воспитать в себе.

Выполняя упражнения, не забывать о дыхании. Оно должно быть спокойным и ровным.

Разминка. 1 часть.
Разминка после перерыва в среднем темпе – использование степ-аэробики. Время проведения 5-7 мин. Выполняем на степ-платформе танцевальные шаги характерные для степ-аэробики: марш, бэйсик, ви-степ, L-степ, шоссе, ни-ап (колено вверх) и пр.
Цель данной разминки – повысить уровень синовиальной жидкости в суставах, подготовить тело к выполнению комплекса асан хатха-йоги.

Разминка. 2 часть в восточном стиле.

Сурья Намаскар - Приветствие солнцу.
Данная разминка позволит подстроиться под любое состояние и настроение, главное суметь выбрать правильный темп. Для быстрого разогрева, переходим из одной асаны в другую без задержек, на каждом вдохе и выдохе. Этот же комплекс можно выполнять медленно и вдумчиво, задерживаясь в каждой асане на несколько секунд и сосредоточив внимание на какой-то одной части тела.
Сурья Намаскар состоит из следующих асан:

  1. Тадасана (поза горы).
  2. Урдхва Хастасана (поза Вытянутых вверх Рук).
  3. Уттанасана ( Наклон Вперед из Положения Стоя).
  4. Ардха Уттанасана ( Полунаклон Вперед из Положения стоя).
  5. Чатуранга Дандасана ( поза Посох на Четырех опорах).
  6. Урдхва Мукха Шванасана (поза Собаки Мордой Вверх).
  7. Адхо Мукха Шванасана (поза Собаки Мордой Вниз).
  8. Ардха Уттанасана.
  9. Уттанасана.

10. Урдхва Хастасана.

Основная часть
Выполнение комплекса упражнений: асаны - стоя, наклоны, скручивания, растяжки, прогибы.

Комплекс асан стоя:
1. Наклон, вперед стоя – укрепляет спину и ноги, растягивает подколенные сухожилия, массирует органы таза, укрепляет и растягивает позвоночник, увеличивает приток к голове.
2. Натараджасана (танцовщица) – укрепление ног, особенно ступней и лодыжек. Учит держать равновесие и развивает концентрацию.
3. Воин 1 – укрепляет бедра, тренирует позвоночник и растягивает мышцы паха. Поза так же укрепляет коленный и голеностопный суставы.
4. Воин 2 – позволяет развить выносливость, укрепляет спину, ноги, интенсивно растягивает мышцы и связки паха.
5. Асана «равновесия и наполнение энергией» - помогает развить равновесие, наполнить энергией руки, верхнюю часть бедер и ягодиц.

Комплекс асан на полу:
1. Баддха Канасана (поза бабочки или поза связанного угла) – расслабляет, помогает сбалансировать потоки энергии.

2.Пашчимоттанасана (наклон вперед сидя). Данная асана направлена на формирование правильной осанки, правильного разворота плеч, раскрывает грудную клетку, растягивает мышцы спины и ног, увеличивает гибкость поясницы, укрепляет и удлиняет позвоночник.

3. Маричьянасана (скручивание позвоночника) - упражнение тренирует весь позвоночник, позволяет сохранить эластичность спины и снять напряжение в плечах, асана тонизирует мышцы живота.

4. Кошка – повышают гибкость позвоночника, помогает успокоить нервы.

5. Поза зародыша – успокаивает, балансировка равновесие.

 

 

 

Итоговое исполнение танца «Сказки песка».
Занимающиеся исполняют разученный танец «Сказки песка» под музыку самостоятельно для присутствующих  гостей.

Релаксация – Шавасана.
В конце занятия следует обязательно выполнить Шавасану. Казалось бы, позы выполнялись правильно, какая необходимость в Шавасане? Смысл Шавасана в том, чтобы снять необычное возбуждение, напряжение в теле за все занятие. Игнорируя данную позу, вы обеспечиваете себе плохое самочувствие, бессонницу и расшатанную нервную систему. Практиковать позу нужно в теплом помещении. Шавасана требует тишины, также не должны раздражать резкие запахи и свет. Расслабление идёт по инструкции педагога, музыкальный фон сопровождается специальной музыкой для релаксаций.
По времени на Шавасану отводится от 10 до 15 мин. Заканчивается данная поза также под инструкцию педагога.

Рефлексия занятия:
Педагог предлагает проанализировать занятие, что получилось, что не получилось. Что необходимо сделать для решения возникшей проблемной ситуации.

Педагог благодарит всех за работу.
Предлагает выполнить под музыку разученный танец «Сказки песка».
Заключительная часть может так же включать домашнее задание в творческой форме.
Педагог заканчивает занятие.

 

 

 

 

 

 

 


Фото 10. Степ-аэробика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Фото 11. Пашчимоттанасана (вариация).


Фото 12. Маричьянасана.


Фото 13. Поза зародыша.


Фото 14. Шавасана.

Итоговое исполнение танца «Сказки песка»


Фото 15. Исполнение восточного танца педагогом.

Воспитанники исполняют разученный танец «Сказки песка» под музыку самостоятельно для присутствующих гостей.
Девушки анализируют занятие, что получилось, что не получилось, как разрешить возникшую проблему.

После занятия участники благодарят друг друга аплодисментами, проявляя, таким образом, положительную оценку и уважение к сверстникам и педагогу.

Педагог предлагает присутствующим коллегам обсудить продемонстрированный практический опыт использования видов фитнеса для эффективного освоения восточного танца на занятиях дополнительного образования детей.
Делает краткий самоанализ занятия, оценивает результаты:
– Поставленные цели на занятии достигнуты, задачи решены. План выполнен полностью.
– С помощью комплексного использования видов фитнеса обучение детей основам танца и импровизации, освоение танцевальных движений и схем достигается более эффективный результат.
– Одно занятие – один танец..

Подводя итоги, коллеги отметили:
Хореограф: Линейный метод разучивания танца понравился, берёт его себе на вооружение. Это продуктивно.

Представитель общественности: Упражнения восточной гимнастики позволяют подготовить танцора к выполнению сложных элементов восточного танца. Это эффективный опыт.

Музыкант: Танец был гармоничен с музыкой, в конце занятия он смотрелся вполне состоявшимся.  Девушки хорошо двигались, легко выполняли движения под музыку.

Директор центра детского творчества: Комплексное использование восточной гимнастики при обучении восточному танцу актуально, оценивается положительно.

 

вернуться на страницу Фестиваль педагогических идей в Эвенкии

на страницу Год учителя



  © Управление образования Администрации ЭМР
2006-2016
Россия, 648000, Красноярский край, Эвенкийский МР, п.Тура, ул.Советская, 2.
телефон: (39170) 31-253. E-mail:  FarkovaTI@tura.evenkya.ru